В дни празднования 160-летия со дня рождения Владимира Галактионовича Короленко, 27 июля 2013 года, мы посетили литературно-мемориальный музей писателя. Официальная часть праздничного события проходила у памятника нашему земляку, установленному перед общеобразовательной школой № 6. Затем гостей в самом музее принимали приветливые сотрудницы.
Участники праздника попали в оазис красоты, ухоженности: забор, плотно обвитый диким виноградом, роскошные деревья со зреющими яблоками, сливами, орехами, центральная аллея, по обе стороны украшенная яркими ровными рядами чернобрывцев, справа — строгая розовая гортензия, слева, чуть в глубине, скамейка, а вокруг нее кусты белых флоксов, настойчивый аромат которых любого настроит на лирический лад. Но нас пригласили зайти в помещение. Гостей много. Еще мгновение, и…..
Вспоминается толстовская мысль: «… ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто». Среди присутствующих: и люди, на которых возложена официальная часть торжеств, и преподаватели университета, средствами художественного слова и музыки укрепляющие творческую атмосферу встречи. Рядом оказались люди разного возраста, различных профессиональных занятий, но всех объединил интерес к личности писателя. Все стремились преодолеть временной разрыв , понять друг друга, стать единомышленниками. Нам есть чем и кем гордиться. И эта гордость как эстафетная палочка передается из поколения в поколение. Сорок лет тому назад созданная нашими художниками Ю. А. Каргополовым, В. Я. Елисеевым, Б. Портным экспозиция была отдана в пользование профессионалам музейного дела во главе с Верой Тимофеевной Мороз, подвижническую, просветительскую деятельность которых трудно переоценить. Хотелось бы особо отметить выступления сотрудников, работу передвижных выставок в школах города.
В который раз осматриваешь экспозицию — как будто листаешь знакомые страницы «Истории моего современника». Рядом авторский голос: «Жизнь — река, уносящая нас среди разнообразных берегов. В жаркий полдень мы вспоминаем, что освещала для нас ранняя заря, а под вечер задумчиво оглядываемся на туманные холмы, под которыми плыли в полдень. Река никогда не потечет обратно, и мы никогда не вернемся к тем местам, где, однако, оставили часть нашего существования».
Но память человеческая творит чудеса. Рывок во времени.
Сорок лет назад автор этих строк в рамках студенческого научного общества работала под руководством доцента Людмилы Петровны Подлужной, преподавателя пединститута, над исследованием «В. Г. Короленко в Житомире». Работа в архиве — всегда волнующий момент, ведь прикасаешься к документам нередко столетней давности. Тогда многих заинтересовало большое количество партийных и правительственных телеграмм, появившихся в связи со смертью писателя. В них выражались пожелания увековечить память Владимира Галактионовича в названиях улиц, фабрик, заводов, учебных и культурных заведений. Это был 1921 год. Вызывало удивление, что ни одно из этих пожеланий не было реализовано в год смерти писателя в нашем городе.
Просматривая страницы классных журналов гимназии, учеником которой был Володя Короленко, интересовало, как он учился. Наиболее успешно — по гуманитарным предметам, труднее усваивалась математика. Кстати, сам Короленко на страницах «Истории моего современника» (раздел Х) раскрывает причины своего неуспеха, описывает обстоятельства, ставшие непреодолимой преградой между ним и арифметикой. Нахожу страницы журнала, где велся учет знаний по рисованию. Делаем маленькое «открытие»: в гимназии — оценка «посредственно», а если листать страницы «Истории моего современника», издание 1965 года, и присмотреться к иллюстрациям, то увидим рисунки, сделанные самим писателем. Этот пример помогает учителю в общении с учениками быть убежденным в том, что надо верить в свои силы, учиться. Самообразовательные возможности человека безграничны.
Следует перечитать «Без языка», написанное на стыке двух веков, ХIX и XX, однако в начале XXI века сотни наших соотечественников продолжают искать «лучшей жизни» за рубежом, не ведая, что в чем-то повторяют судьбы героев этого произведения. Меняются внешние атрибуты быта, но суть мечты, путей ее достижения и результат тот же. И переход выражения «без языка» из названия в понятие нарицательное не теряет актуальности. Как и автор, мы вникаем в суть морального аспекта взаимоотношений людей. В экстремальных условиях человек рассчитывает на поддержку родных, соотечественников, а в ответ — отказ. И, наоборот, чужие приходят на помощь. А в глубине души теплится щемящее чувство любви к родной стороне.
Если сейчас не только школы, но и общественность города обеспокоена реализацией программы инклюзивного обучения детей, то как тут не вспомнить судьбы героев повести «Слепой музыкант», рассказа «Парадокс». Действительно, парадоксально звучит главная мысль рассказа. Мы невольно спрашиваем себя: «Возможно ли такое?» Но больше, чем дает жизнь, не придумаешь. Волшебная сила искусства, возможности художественного образа позволяют утвердить авторскую позицию не показного гуманизма, побороться с расхожей бытующей и по сей день фразой «рожденный ползать летать не может». Важно, что сама жизнь преподносит нам примеры, подтверждающие правоту автора. Потому мы вправе, как и удивленный мальчик — один из героев рассказа, запомнить на всю жизнь: «Человек рожден для счастья, как птица — для полета».
Слепой музыкант — человек, как бы мы сейчас сказали, с особенными потребностями. Его положение — колоссальное испытание и для него самого, и для близких. Как жить? На фоне традиционной канвы реалистического повествования прослеживается судьба главного героя: с рождения и до того момента, когда он, семьянин, выступает в зале перед большой аудиторией с сочиненным им музыкальным произведением. Но автор сосредотачивает наше внимание на том, как формируется внутренний мир героя. Открывшееся внутреннее видение мира дало именно ему преимущество, в отличие от окружающих, припасть к истокам — жизни и творчеству слепых музыкантов-бандуристов. И это послужило первым импульсом его желанию жить достойно, а его музыке зарождаться. Триумф музыкального произведения главного героя в конце повести — победа души прозревшего человека. Мы задумываемся, благодаря чему это произошло? Думается, прежде всего перед нами результат не слепой, а деятельной любви родных, примеры мужества, решительности, несгибаемости перед жизненными обстоятельствами людей из близкого окружения, и, конечно же, труд, ежечасный труд, и физический, и душевный, самого героя, сумевшего постигнуть искусство жить достойно. Ценно и то, что он силой раскрывшегося таланта сумел помочь другим, еще не нашедшим благой цели в жизни, сохранил память о тех, кто помог ему, остался благодарным им.
Несомненно, самому В. Г. Короленко близки люди, о которых один из героев рассказа «Чуднáя» (1880) так сказал: «… а порода такая: сломать ее, говорит, можно. Ну, а согнуть, – сам, чай, видел: не гнутся такие». Перебросим пространственно-временной «мостик» в середину ХХ столетия. К нам присоединяется нобелевский лауреат американский писатель Эрнест Хемингуэй, а главный герой его рассказа «Старик и море», защищая пойманную рыбу от очередной акулы, вслух рассуждает: «… человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Вот к каким размышлениям приводит личность и творчество Владимира Галактионовича Короленко, родившегося в нашем городе. Он нам близок и интересен. В руках остается художественный маркированный конверт «Володимир Короленко» со специальным штемпелем проведения памятного погашения. Диалог продолжается…