• rss

Комментариев нет

“Заушская шляхта”

Рубрика : "Заушская шляхта"

Околичная шляхта – шляхта, живущая в околицах, то есть неком собрании сёл, составлявших одну общину. Околичная шляхта проживала в Заушской волости (за рекою Уж) Овручского уезда, отсюда и другое название – заушская шляхта. Она включала такие районы современной Житомирской области, как Овручский район, Коростенский район, Народичский район, Малинский район, Лугинский район, Олевский район.

По данным В. Антоновича вокруг Овруча жило около 50-и родов околичной шляхты. Наиболее многочисленные роды:

  • Барановские
  • Бехи
  • Болсуновские
  • Булгаки
  • Белоцкие
  • Белошицкие
  • Васьковские
  • Верповские
  • Волковские
  • Выговские
  • Геевские
  • Гошовские
  • Дидковские
  • Каленские
  • Закусилы
  • Кобылинские
  • Кончаковские
  • Коркушки
  • Костюшковские
  • Левковские
  • Макаревичи
  • Меленевские
  • Мошковские
  • Невмержицкие
  • Недашковские
  • Пашинские
  • Сынгаевские
  • Толка­чи
  • Ущаповские
  • Ходаковские
  • Чоповские
  • Швабы
  • Шкуратовские.

Люстрация 1683 года указывает на Левковских, как на самый многочисленный род околичной шляхты.

Природа околичной шляхты

Кандидат исторических наук, директор школы из города Малина Житомирской области Тимошенко В. пишет:

«Вчені в цілому сходяться на думці, що овруцька околична шляхта – це боярство XIV ст. (цим терміном позначався увесь спектр соціальних рівнів), віддані слуги останніх київських князів, які на нижчих ієрархічних щаблях вельми нагадували дружину колишнього Київського князівства, а переживши монгольську навалу, володіли на момент переходу під руку великого князя литовського більшою чи меншою земельною ділянкою. Київський князьВолодимир Ольгердович (1363–1394) розселив її в одному місці, виділивши землі, призначені під ординську службу. Зауські шляхтичі під час військових походів були зобов’язані ставити намети для київського воєводи».

5 декабря 1838 года волынский генерал-губернатор О. Маслов после ревизионной поездки по краю, направил рапорт государю Николаю I об околичной шляхте. Царь пишет на полях: «Строго изучить». В донесении говорилось:

«На Волыни есть много бедных шляхтичей, которые в отличие от остальных, живут целыми сёлами, которые называются околицами и не отличаются от крестьян ни ментальностью, ни способом жизни, не платят налогов, не подлежат государственной службе, пользуются дворянскими привилегиями. Эти люди говорят по малороссийски, однако, несмотря на бедность, живут достойно и чисто».

М. С. Грушевский подчёркивал, что

«Околичний шляхтич стояв значно ближче до тубільної селянської маси, ніж справжніх польських дворян, сповнених визнанням своїх суверенних прав і привілеїв, своєї незмірної переваги над «хлопством», яку ми зазвичай уявляємо собі, кажучи про польську шляхту».

Интересно, что даже во взгляде околичных шляхтичей на степень и силу обиды преобладал народный взгляд над шляхетским. Так сильнейшими обидами считали:

  1. Если оскорбление действием или словом случалось в церкви или в церковной ограде.
  2. Если родственник вытащил родственника за воротник из дома на улицу.
  3. Если женщине сбивали повязку с головы, «чинячи простоволосою».

Особенно непримиримы и продолжительны были тяжбы в последнем случае. «Как бы изменницу, какую вёл он меня за шею, сбросив мне публично намитку с головы» – жалуется Ефросиния Редчицевая на Фёдора Думинского. А тяжба Невмерицких с Левковскими продолжалась 20 лет (1693–1713) за то, что Левковские «намитку (женскую головную повязку), сорвав с головы Феофилы Невмерицкой, учинили её простоволосою».

В отчёте Департамента Генерального Штаба по Волынской губернии за 1850 год значилось:

«В настоящее время дворянство губернии состоит преимущественно из польской шляхты. Сохраняя прежние обычаи, лелея старинные воспоминания, они отличаются малодушием, легко увлекаются всеми новостями и вообще большие хвастуны. В хозяйственном быту обнаруживают склонность к различным проектам и нововведениям, часть которых иногда имеет следствием прибыльный результат, но вообще затеи здешних помещиков, ведут к разорению. Евреи пользуются увлечениями помещиков: угождая самолюбию последних, они незаметно высасывают из них большую часть дохода. В языке местных жителей много исковерканных польских слов, и вообще разговор местного шляхтича (мужика) лаконичен, с примесью множества пословиц. По угрюмости характера, жители малоразговорчивы. При свойствах нрава тихого, флегматического и беспечного послушны властям, хотя лукавы, мстительны, но не злопамятны, ленивы и легковерны, отчего часто попадают в разные недоразумения».

По свидетельству очевидца Михалона Литвина природа на тот момент была гораздо богаче нынешней, что давало возможность, пользуясь её плодами, нормально жить:

«У лісах і полях достаток таких тварин, як зубри, онагри, олені; їх у такій кількості вбивають заради шкіри, що все м’ясо через надмірний достаток викидають, крім філейних частин. На диких кіз і кабанів вони не звертають уваги. Антилоп, коли вони переходять узимку зі степів у ліси, а влітку – у степи, така безліч, що кожен селянин убиває тисячу. По берегах рік раз у раз зустрічаються доміки бобрів. Разючий достаток птахів, такий, що діти навесні наповнюють цілі човни яйцями диких качок, гусей, журавлів та лебедів, а потім їхніми пташенятами заповнюють пташники. Орлят тримають у клітках заради пірря, щоб потім робити оперення для стріл. Собак годують дичиною і рибою. Адже ріки рясніють невірогідною кількістю осетрів та інших великих риб, які піднімаються з моря нагору по річках у прісну воду.».

Даже после третьего раздела Речи Посполитой, околичные шляхтичи в большинстве своём не платили налогов и были свободными людьми: служили в армии и в уездных учреждениях, в охране Овручской тюрьмы, были чинами жандармского корпуса, а их делегаты заседали в дворянском уездном собрании в Овруче. Имея собственную землю, выращивали хорошие урожаи, держали много худобы, коней, занимались бортничеством, охотой, рыболовством.

Околичной шляхте была присуща клановость, замкнутость развития, разделение по принципу «свой»-«чужой». Для экономических отношений характерна патриархальность иобщинность – по принципу русской сельской общины XIX века. На протяжении всей истории они придерживались православной веры и сопротивлялись католицизму иполонизации. Эти качества околичных шляхтичей аргументированно доказаны Владимиром Антоновичем.

Грамота Сигизмунда Августа заушским боярам

4 февраля 1570 года Каленские, Ходаковские, Багриновские, Бялошицкие и другие от имени заушской шляхты получили грамотуСигизмунда Августа с подтверждением шляхетских прав и освобождением от замковых повинностей и суда овруцкого старосты:

«… с братьею своею земянами киевскими з Заушья, бьючи нам челом о том: иж яко с давних часов, за славной и святой памяти предков наших, королей Польских и великих князей Литовских, всяких прав, свобод и вольностей шляхетских уживали и службу нашу земскую военную, за потребою припалою… заровно с иншими земянами… служили, и покладали перед нами листы наши, с канцелярии нашей великого княжества Литовского до Воеводы киевского и каштеляна киевского писанные, россказуючи, абы ни в чом не нарушаючи стародавних прав, вольностей и свобод шляхетских, ни до яких иных повинностей и послуг замковых им незвыклых, также и послушенству и присуду замковому не притягали… после Унии… присягу к Короне учинили и в реестр межи иными земянами и обывателями земли киевской… перед нас господаря принесены… – на чоломбитье их, яко верных подданнных наших, учинили, а их при всяких правах, свободах и вольностях шляхетских… зоставили и заховали, и их жоны, дети, потомки и щадки обоего поколения… служачи нам господару и речи Посполитой, службу нашу земскую, военную… водлуг потребы… албо рушенья посполитого, а иных повинностей и послуг замковых, полнити и чинити не повинни. Дан в Варшаве. Реляция вельможного Валентого Дебинского з Дебян».

Оставить комментарий или два